Кросспост про знаменитую фразу Озерова: «Такой хоккей нам не нужен!»
28 сентября 1972 — Во время телетрансляции хоккейного матча СССР-Канада комментатор Николай Озеров произнёс свою знаменитую фразу «Такой хоккей нам не нужен!» (канадцы забросили победную шайбу за 34 секунды до конца игры, выиграв серию игр 6:5).
Телеобозреватель Аркадий Ратнер:
— Расскажу, как родилась знаменитая фраза: «Такой хоккей нам не нужен!». По дороге в «Лужники» Озеров обычно забирал меня на машине. Едем мы на восьмой матч Суперсерии. Николай Николаевич в приподнятом настроении. Он очень доволен, что приложил руку к организации такого зрелища, которое держит всю страну в напряжении. Озеров крутил руль и соловьем пел дифирамбы хоккею.
читать дальшеПриехали мы на стадион. Николай Николаевич сел за столик попить кофе, а я отлучился по делам минут на десять. Возвращаюсь – Озеров мрачноват. Видимо, у него состоялся разговор с кем-то из высокопоставленных цэковских чиновников, что не стоит в эфире так нахваливать канадцев. А Озеров это делал, потому что был влюблен в спорт и выше всего ценил истинное мастерство.
Идет трансляция, и настроение Николая Николаевича падает на глазах. Он все больше внимания обращает на игровую грязь канадцев, на их тычки. И тут вспыхивает заваруха с участием Алана Иглсона, их профсоюзного босса. Его за дебош взяли под руки милиционеры, а Пит Маховлич отбил своего земляка, размахавшись клюшкой. И вот здесь Озеров произнес свою крылатую фразу: «Такой хоккей нам не нужен!». Это был натуральный экспромт. Я не припомню, чтобы он повторял эти слова в другом репортаже. Фраза моментально ушла в народ.
Когда показывали Суперсерию, улицы Москвы и других городов буквально вымирали. А все окна в домах зажигались. Рейтинг хоккея в те дни зашкаливал (хотя слова «рейтинг» никто не знал). Даже сравнить не с чем это зрелище. Разве что с финалами чемпионата мира по футболу…
Вспоминает игрок сборной СССР Евгений Зимин -
- Суперсерия-72 — это всеобщее хоккейное помешательство, её обсуждали и гуляющие во дворе дети, и стоящие в очередях бабушки, . — Люди знали наперечёт всех канадцев, не говоря уже о наших игроках. В то время жить в СССР и остаться вне хоккея было невозможно». Действительно, интерес к встрече советских и канадских хоккеистов (позже эти встречи назвали «Суперсерией») по обе стороны океана был просто невероятным. Канадцы в успехе своих «звёзд» не сомневались, наши же болельщики надеялись, что сборная СССР будет выглядеть достойно в играх с грозными профессионалами. Вообще же предсказатели разделились на два лагеря: оптимисты полагали, что советская команда серию, безусловно, проиграет, но окажет сопротивление канадской сборной и, может быть, выиграет одну-две встречи. Пессимисты же считали, что предстоящие матчи никакого спортивного интереса не представляют, — это будет «избиение младенцев», канадцы без труда, одной левой, победят русских хоккеистов. Особенно разглагольствовал по этому поводу Дик Беддос — журналист торонтской газеты "Глоб энд Мейл" «Эти парни быстры, однако они носятся на льду сломя голову, как будто за ними гонится разъярённый пчелиный рой, — писал Бедоуз в своей статье накануне начала Суперсерии. — Русские умеют точно пасовать, но они всегда опаздывают, как их поезда на великой Транссибирской дороге. Вячеслав Старшинов — хороший нападающий, а Юрий Блинов — неплохой защитник. Но никто при всём желании не спутает Старшинова с Фрэнком Маховличем или Виком Хэдфилдом, а Брэд Парк съест Блинова, словно сладкоежка пирог с черникой». Дик Бедоуз почему-то решил смешать вместе кулинарию и хоккей и продолжал в том же духе: «Запомните! Мы победим во всех восьми матчах. А если Советы выиграют хотя бы одну встречу, я съем эту статью вместе с их знаменитым борщом. P. S. Уважаемый редактор, позаботьтесь, чтобы сметана была под рукой». И никто до начала Суперсерии, конечно, не предполагал, что после первого же матча канадские газеты выйдут с заголовками вроде: «Мы повержены русскими медведями», «Шок в „Форуме“» и «Мистер Хоккей стал товарищем».
Дик Беддос оказался человеком слова. После того, как сборная СССР одержала победу над канадцами со счетом 7:3, он закусил газетой со статьей, макая её в тарелку борща, на ступеньках советского консульства в Торонто
Но даже спустя почти двадцать лет мирно с Канадой, без драки, мы играть не умели.
___________
Из комментариев к посту:
На момент суперсерии мне было 11 лет. Соседи по дому (5-этажная хрущёвка) купили первый в доме цветной телевизор
На первый матч набились все, кто только смог, но в основном мои сверстники (кстати, на оставшиеся матчи серии соседи запускали только молодёжь, т.е. нас). Ну а сам матч... Только начали, сразу канадцы забрасывают нам шайбу, потом ещё одну. Мы приуныли, я подумал, что пипец подкрался незаметно, но к концу периода сравняли, а потом начали драть профи. Каждая наша заброшенная шайба встречалась громовым "УРА!", кто мог, выскакивал на балкон и орал, все в доме выскакивали на балконы и орали благим матом. В соседних домах обстановка была аналогичная. Мне впервые такое доводилось видеть. Соседи в возрасте потом говорили, что подобная картина была 9 мая 1945 года
Запомнилось ещё вот что. Помню, перед началом 1-го матча в Москве диктор объявляет составы команд (они стояли в центре площадки), а каждый хоккеист на пару-тройку шагов выезжает вперёд. Объявляют Фила Экспозито. Он делает шаг и... падает на задницу, разводит руками и улыбается. Мы ржали аки кони германские
Нас очень поразил стиль игры профи: грубость, навязывание потасовок, откровенное хамство, драки, провокации. Мочили Харламова, Якушева, отпор давали Рагулин и Васильев. Когда Эспозито удалили на пару минут, он, сидя уже на скамейке штрафников показал характерный жест, типа горло перережу. А Паризе чуть арбитра клюшкой не припечатал. Также грубо играл и Кларк.
В те дни разговоры были только о хоккее: и в магазине, и в транспорте, и в школе, и... Оригинал с картинками и видео