понедельник, 19 августа 2013
Здравствуйте, дорогие друзья, я к вам с такой печенюшкой - если вдруг не было.
Есть такой фильм 1965-ого года под названием "Хоккеисты", по сценарию Юрий Трифонова, который долгое время был спортивным комментатором и лично знал многих тренеров и игроков. Он наблюдал и снятие Тарасова с поста тренера ЦСК, под напором команды, и триумфальное возвращение - с последующим изгнанием из команды бунтарей. Под катом - более подробное повествование о тех событиях:
читать дальшеВ марте 1962 года в хоккейную команду ЦСКА на должность старшего тренера вновь вернулся Анатолий Тарасов. Как мы помним, его сняли с этого поста в конце 60-го после громкого скандала: против него выступила почти вся команда. Скандал выплеснулся на страницы центральной печати, и Тарасов вынужден был покинуть тренерский пост. Вместо него был назначен Евгений Бабич, но при нем команда стала стремительно скатываться вниз. Тогда Бабича сменил другой наставник – Виноградов. При нем армейцы Москвы выиграли все возможные турниры, однако это не спасло тренера от увольнения. Спросите почему? Дело в том, что хотя результаты команда показывала замечательные, но дисциплина в ней была хуже некуда. Чашу терпения руководства Министерства обороны, которое курировало команду, переполнило ЧП, когда с турнира в Польше армейцы вернулись… вдрызг пьяными и даже не смогли сойти на перрон Белорусского вокзала, где их ждали толпы поклонников и журналисты. Вот тогда высокие начальники и вспомнили про Анатолия Тарасова, при котором подобных ЧП никогда не было. Не зря этого тренера за глаза называли «хоккейным Сталиным».
Между тем, получив карт-бланш от руководства, Тарасов жестоко отомстил некоторым игрокам, кто ратовал за его увольнение год назад, – разом уволил их из команды. Под его горячую руку попал и знаменитый хоккеист Иван Трегубов, который в 60-м был одним из главных инициаторов ухода Тарасова. Хоккеист сам дал повод тренеру для своего увольнения. ЦСКА тогда проводил игру в Омске, выиграл ее, и Трегубов на радостях решил отметить это дело в ресторане. Однако, едва он успел опрокинуть в себя первую рюмку любимого им напитка – коньяка, как перед ним вырос Тарасов. Тут же, в ресторане, он устроил Трегубову публичный разнос и объявил, что тот уволен из команды. Когда ЦСКА вернулся в Москву, Тарасов поставил об этом в известность Федерацию хоккея СССР. А там смельчаков спорить с ним уже не нашлось. В итоге Трегубова на год отлучили от хоккея. Отметим, что так поступят с игроком, который несколько месяцев назад на чемпионате мира был назван в тройке лучших игроков этого престижного международного турнира.
Между тем Трегубова выставляли из команды откровенно по-хамски. С него, столько лет приносившего славу как своему клубу, так и сборной (на чемпионатах мира его дважды называли лучшим защитником), стали требовать вернуть все до нитки. Даже трусы с майкой. Но последняя на момент выдачи оказалась Трегубову мала, и он подарил ее знакомому офицеру. Трегубов предлагал оплатить потерю, но ему твердили: «Нам твои деньги не нужны! Верни майку!» Замену той майке Трегубов все-таки нашел, но унижение, которое он испытал, на долгие годы осталось занозой в сердце.
Когда увольняли Трегубова, его верный друг и партнер Сологубов (болельщики называли их тандем «братья Губовы») даже пальцем не пошевелил, чтобы заступиться за товарища. Почему? Говорят, он и сам к тому времени уже устал от закидонов Трегубова (тот с годами все чаще стал «закладывать за воротник») да и с Тарасовым устал пикироваться. Но это соглашательство, увы, не помогло Сологубову долго продолжать карьеру: в 64-м Тарасов и его уволил из команды за ненадобностью.
Этот скандал с Сологубовым станет поводом к появлению художественного фильма «Хоккеисты» (1964). Сценаристом его был писатель Юрий Трифонов, который дружил с «братьями Губовыми» и хорошо знал всю подоплеку происходивших в ЦСКА конфликтов. Тема была очень актуальной по тем временем, когда шла борьба с так называемым «культом личности» во всех сферах общества: с одной стороны, тренер-диктатор, которого люди за глаза называли «Сталиным в хоккее», с другой – игроки с независимыми и свободолюбивыми характерами. Консультантами в картину были приглашены извечные соперники армейцев динамовцы: Аркадий Чернышев и Виктор Тихонов. Причем первый был помощником Тарасова в сборной страны, но это роли не играло: оба они хоть и стояли на одном мостике, но друг друга недолюбливали. Тарасов за глаза даже называл Чернышева Адька-дурачок. Так что этим фильмом Чернышев как бы возвращал Тарасову должок.
Сюжет фильма был прост и у большинства хоккейных болельщиков не оставлял никаких сомнений относительно прототипов героев. В столичную команду «Ракета» приходил новый тренер, который решил уволить из команды лучшего нападающего – ветерана команды. За этого игрока горой вставал его друг и партнер по звену Анатолий Губанов (намек более чем прозрачный – на «братьев Губовых»). Он говорил тренеру те самые слова, которые Трегубов как-то сказал Тарасову: «Вы, конечно, тренер выдающийся, настоящий знаток хоккея, но вы не любите людей». В итоге этого конфликта побеждали игроки. В жизни, как мы знаем, все произошло наоборот: «братьев Губовых» уволили, а Тарасов остался.
(С.) Фильм показывает Тарасова и его отношения с командой с другой стороны. События разворачиваются в шестьдесят втором, за несколько лет до встречи Тарасова и Харламова. Фраза Трегубова - «Вы, конечно, тренер выдающийся, настоящий знаток хоккея, но вы не любите людей» - несет в себе моря ангста.
@темы:
матчасть
Сергей Леонидович Доренко высказывался в подобном ключе, когда в одном из эфиров на РСН комментировал проигрыш нашей хоккейной сборной.
Извините, я большой любитель Доренко, поэтому ушла в астрал и счастье от конца коммента.)
Я тоже считаю, что она была вполне оправдана. Это видно не только по победам и мировому лидерству, но и по тому, что пост-советский хоккей с заложенной традицией выглядит сейчас гораздо достойнее пост-советского футбола. Для меня история, рассказанная Трифановым, интересна потому, что она дает ту же среду, почти тех же героев - из той же команды, из числа игроков, зрителей и околоплавающих, - и, в каком-то смысле, того же Тарасова. Но смотрят на них другими глазами. И сравнивать фильм с "Легендой" очень интересно еще и потому, что мне ужасно любопытно, как бы это было - столкновение Тарасова из "Легенды" с теми, кто смотрел на него другими глазами. Не с Балашевым - потому что Балашев, по общему и по Тарасовскому мнению, мудак - и слушать мудака как-то незачем. А с людьми, которые все-таки в Тарасовской системе координат - люди. Он, конечно, упорно повторяет, что ему совершенно наплевать, что спортсмены думают о нем, но даже Тарасов должен время от времени спрашивать себя, правильно ли он поступает, есть ли здравое зерно у противников, целиком ли у него самого рабочие мотивы - или все-таки в этом есть злоупотребление, что в итоге он дает своим мальчикам и так далее. В фильме сцена, где игрок говорит ему "Но Вы не любите людей" - очень классно сделана, и я бы многое отдала, чтобы увидеть такое в "Легенде" и с Меньшиковым. Он там не анти-герой, он человек, который впервые столкнулся с таким другим взглядом - не от врага, а от своего.
"Но Вы не любите людей"
Здесь "не" легко зачеркнуть. На самом деле все про большую любовь!
Ну так, после "Пастушок Сережа" ничего, кроме "ПОДЪЕМ!" идти не может. Лучшая вещь, которая была на РСН, перекочевала на Эхо. Даже формат и джинглы почти те же остались - только "РРРРРусская служба новостей" превратилась в "РРРРадио Эхо Москвы".
О том и речь. Но любая хорошая вещь выглядит особенно сильно, когда ее ставят под сомнение.
Хотя, справедливости ради, ЛЮДЕЙ Тарасов точно не любит: чего бы ему их любить? Он любит свою команду.