23:53 

Другой Тарасов

Sandra-hunta
Здравствуйте, дорогие друзья, я к вам с такой печенюшкой - если вдруг не было.
Есть такой фильм 1965-ого года под названием "Хоккеисты", по сценарию Юрий Трифонова, который долгое время был спортивным комментатором и лично знал многих тренеров и игроков. Он наблюдал и снятие Тарасова с поста тренера ЦСК, под напором команды, и триумфальное возвращение - с последующим изгнанием из команды бунтарей. Под катом - более подробное повествование о тех событиях:

В марте 1962 года в хоккейную команду ЦСКА на должность старшего тренера вновь вернулся Анатолий Тарасов. Как мы помним, его сняли с этого поста в конце 60-го после громкого скандала: против него выступила почти вся команда. Скандал выплеснулся на страницы центральной печати, и Тарасов вынужден был покинуть тренерский пост. Вместо него был назначен Евгений Бабич, но при нем команда стала стремительно скатываться вниз. Тогда Бабича сменил другой наставник – Виноградов. При нем армейцы Москвы выиграли все возможные турниры, однако это не спасло тренера от увольнения. Спросите почему? Дело в том, что хотя результаты команда показывала замечательные, но дисциплина в ней была хуже некуда. Чашу терпения руководства Министерства обороны, которое курировало команду, переполнило ЧП, когда с турнира в Польше армейцы вернулись… вдрызг пьяными и даже не смогли сойти на перрон Белорусского вокзала, где их ждали толпы поклонников и журналисты. Вот тогда высокие начальники и вспомнили про Анатолия Тарасова, при котором подобных ЧП никогда не было. Не зря этого тренера за глаза называли «хоккейным Сталиным».

Между тем, получив карт-бланш от руководства, Тарасов жестоко отомстил некоторым игрокам, кто ратовал за его увольнение год назад, – разом уволил их из команды. Под его горячую руку попал и знаменитый хоккеист Иван Трегубов, который в 60-м был одним из главных инициаторов ухода Тарасова. Хоккеист сам дал повод тренеру для своего увольнения. ЦСКА тогда проводил игру в Омске, выиграл ее, и Трегубов на радостях решил отметить это дело в ресторане. Однако, едва он успел опрокинуть в себя первую рюмку любимого им напитка – коньяка, как перед ним вырос Тарасов. Тут же, в ресторане, он устроил Трегубову публичный разнос и объявил, что тот уволен из команды. Когда ЦСКА вернулся в Москву, Тарасов поставил об этом в известность Федерацию хоккея СССР. А там смельчаков спорить с ним уже не нашлось. В итоге Трегубова на год отлучили от хоккея. Отметим, что так поступят с игроком, который несколько месяцев назад на чемпионате мира был назван в тройке лучших игроков этого престижного международного турнира.

Между тем Трегубова выставляли из команды откровенно по-хамски. С него, столько лет приносившего славу как своему клубу, так и сборной (на чемпионатах мира его дважды называли лучшим защитником), стали требовать вернуть все до нитки. Даже трусы с майкой. Но последняя на момент выдачи оказалась Трегубову мала, и он подарил ее знакомому офицеру. Трегубов предлагал оплатить потерю, но ему твердили: «Нам твои деньги не нужны! Верни майку!» Замену той майке Трегубов все-таки нашел, но унижение, которое он испытал, на долгие годы осталось занозой в сердце.

Когда увольняли Трегубова, его верный друг и партнер Сологубов (болельщики называли их тандем «братья Губовы») даже пальцем не пошевелил, чтобы заступиться за товарища. Почему? Говорят, он и сам к тому времени уже устал от закидонов Трегубова (тот с годами все чаще стал «закладывать за воротник») да и с Тарасовым устал пикироваться. Но это соглашательство, увы, не помогло Сологубову долго продолжать карьеру: в 64-м Тарасов и его уволил из команды за ненадобностью.

Этот скандал с Сологубовым станет поводом к появлению художественного фильма «Хоккеисты» (1964). Сценаристом его был писатель Юрий Трифонов, который дружил с «братьями Губовыми» и хорошо знал всю подоплеку происходивших в ЦСКА конфликтов. Тема была очень актуальной по тем временем, когда шла борьба с так называемым «культом личности» во всех сферах общества: с одной стороны, тренер-диктатор, которого люди за глаза называли «Сталиным в хоккее», с другой – игроки с независимыми и свободолюбивыми характерами. Консультантами в картину были приглашены извечные соперники армейцев динамовцы: Аркадий Чернышев и Виктор Тихонов. Причем первый был помощником Тарасова в сборной страны, но это роли не играло: оба они хоть и стояли на одном мостике, но друг друга недолюбливали. Тарасов за глаза даже называл Чернышева Адька-дурачок. Так что этим фильмом Чернышев как бы возвращал Тарасову должок.

Сюжет фильма был прост и у большинства хоккейных болельщиков не оставлял никаких сомнений относительно прототипов героев. В столичную команду «Ракета» приходил новый тренер, который решил уволить из команды лучшего нападающего – ветерана команды. За этого игрока горой вставал его друг и партнер по звену Анатолий Губанов (намек более чем прозрачный – на «братьев Губовых»). Он говорил тренеру те самые слова, которые Трегубов как-то сказал Тарасову: «Вы, конечно, тренер выдающийся, настоящий знаток хоккея, но вы не любите людей». В итоге этого конфликта побеждали игроки. В жизни, как мы знаем, все произошло наоборот: «братьев Губовых» уволили, а Тарасов остался.
(С.)

Фильм показывает Тарасова и его отношения с командой с другой стороны. События разворачиваются в шестьдесят втором, за несколько лет до встречи Тарасова и Харламова. Фраза Трегубова - «Вы, конечно, тренер выдающийся, настоящий знаток хоккея, но вы не любите людей» - несет в себе моря ангста.

@темы: матчасть

Комментарии
2013-08-20 в 10:57 

fedechka_morkovkin
бинокль и немного сострадания (c)
Спасибо, отличная статья. С интересом прочитала:) На мой взгляд, жесткая дисциплина Тарасова оправдана сродни солдатам на войне, безоглядно идущих в бой, априори готовых умирать каждый день.
Сергей Леонидович Доренко высказывался в подобном ключе, когда в одном из эфиров на РСН комментировал проигрыш нашей хоккейной сборной.

2013-08-20 в 11:19 

Sandra-hunta
fedechka_morkovkin,
Извините, я большой любитель Доренко, поэтому ушла в астрал и счастье от конца коммента.)

Я тоже считаю, что она была вполне оправдана. Это видно не только по победам и мировому лидерству, но и по тому, что пост-советский хоккей с заложенной традицией выглядит сейчас гораздо достойнее пост-советского футбола. Для меня история, рассказанная Трифановым, интересна потому, что она дает ту же среду, почти тех же героев - из той же команды, из числа игроков, зрителей и околоплавающих, - и, в каком-то смысле, того же Тарасова. Но смотрят на них другими глазами. И сравнивать фильм с "Легендой" очень интересно еще и потому, что мне ужасно любопытно, как бы это было - столкновение Тарасова из "Легенды" с теми, кто смотрел на него другими глазами. Не с Балашевым - потому что Балашев, по общему и по Тарасовскому мнению, мудак - и слушать мудака как-то незачем. А с людьми, которые все-таки в Тарасовской системе координат - люди. Он, конечно, упорно повторяет, что ему совершенно наплевать, что спортсмены думают о нем, но даже Тарасов должен время от времени спрашивать себя, правильно ли он поступает, есть ли здравое зерно у противников, целиком ли у него самого рабочие мотивы - или все-таки в этом есть злоупотребление, что в итоге он дает своим мальчикам и так далее. В фильме сцена, где игрок говорит ему "Но Вы не любите людей" - очень классно сделана, и я бы многое отдала, чтобы увидеть такое в "Легенде" и с Меньшиковым. Он там не анти-герой, он человек, который впервые столкнулся с таким другим взглядом - не от врага, а от своего.

2013-08-20 в 11:37 

fedechka_morkovkin
бинокль и немного сострадания (c)
Sandra-hunta, если честно я фанадко Сергея Леонидовича :shy: сегодня утром, слушая его раскатистое рычание на Эхо Москвы, так и хочется услышать Русская служба новостей;)
"Но Вы не любите людей"
Здесь "не" легко зачеркнуть. На самом деле все про большую любовь!

2013-08-20 в 11:42 

Sandra-hunta
fedechka_morkovkin,
Ну так, после "Пастушок Сережа" ничего, кроме "ПОДЪЕМ!" идти не может. Лучшая вещь, которая была на РСН, перекочевала на Эхо. Даже формат и джинглы почти те же остались - только "РРРРРусская служба новостей" превратилась в "РРРРадио Эхо Москвы".

О том и речь. Но любая хорошая вещь выглядит особенно сильно, когда ее ставят под сомнение.
Хотя, справедливости ради, ЛЮДЕЙ Тарасов точно не любит: чего бы ему их любить? Он любит свою команду.

2013-09-04 в 10:13 

Эдема
Вы имеете право хранить молчание (с)
н-да интересная история. Поневоле задумаешься... кого любит Анатолий Владимирович и почему. Про "кого НЕ любит АН ваще чо-то думать не хочется. А потом - может это форма любви такая какая-то своя Тарасовская. Садистская почти - так люблю, что убью) надо пойти подумать на эту тему.

   

Веселее, мы в хоккее!

главная